Физтех-ПорталФизтех-Портал
Rambler's Top100
Расписание занятийФорум приемной комиссииФорумы
 Поиск
 Информация

 Заметки

Физтех был задуман и реализован как высшее учебное заведение, готовящее высококвалифицированные кадры для проведения фундаментальных исследований и выполнения перспективных технологических разработок в передовых областях науки и техники. Выпускники Физтеха обеспечивали приоритетные государственные интересы в наукоемкой, главным образом оборонной, промышленности.

Н.Н. Кудрявцев //Из книги "Физтех. Взгляд в будущее"

Далее...
 Колонка директора "Физтех-центра"
Версия для печати

МФТИ — вуз нового типа — социально-естественно-научный университет


И. Г. Шомполов, И. Г. Проценко, Московский физико-технический институт

Физико-математические науки, формировавшие прогресс науки и техники XX века, в настоящее время потеряли свое первостепенное значение в среде высшего образования. Причина — знание высшей математики как таковой не может заменить ее понимание с целью применения в реальной жизни. Времена изменились, многие интеллектуальные функции уже не являются особенностью отдельных индивидов, а «живут» в организованных компьютерных системах и их сетях.

И так же, как в XIX веке функции развития мышления возлагались на изучение лицейских наук — латыни, права, и т.д., на смену чего в XX веке пришли математика и физика, так в XXI веке на смену математике и физике как таковым должен придти композит из Computer Science, английского и социологии на мощном физико-математическом фундаменте.

Начинается новая эпоха в высшем образовании — период социально-естественно-научного образования.

Инициатором нового типа высшего образования становится Московский физико-технический институт. В 1995 году техническая физико-математическая направленность вуза была заменена на статус государственного университета. Тогда же началось серьезное изучение компьютерных наук, английского языка высокого уровня и социальных дисциплин — наук о государстве и обществе, причем с младших курсов.

При этом без естественно-научно-математического фундамента обойтись нельзя, ибо физико-математические науки учат человека мыслить, соображать, в то время как большинство гуманитарных наук ограничиваются функцией запоминания. Академик Ривнер Ганиев подтверждает: «Что касается физико-математического образования, то оно создает тренированный мозг. Поэтому и "литераторам" надо преподавать и физику, и математику». Именно поэтому фундаментальное физико-математическое образование успешно позволяет каждому физтеху «принимать оптимальное решение за минимальное время» вне зависимости от области его работы — в науке, финансах, управлении и т.д.

Стандарты образовательного мышления уже не подходят к оценке МФТИ — это не технический, и даже не стандартный классический университет.

Самая большая ценность «системы Физтеха» — базовые кафедры — за последние десять лет сумели не только успешно сохранить себя, но и стали на уровень современной науки и техники, начав сотрудничать с ведущими научно-коммерческими мировыми центрами. Так Институт проблем передачи информации РАН сотрудничает с российскими отделениями компаний «Global One» и «Cisco Systems». Студенты при этом получают возможность получить профессиональное образование в областях новейших технологий неакадемических направлений.

Следует также отметить, что, если двадцать лет назад на Физтехе существовала только одна избранная специальность — теоргруппа в Институте теоретической физики, то в настоящее время специальностей, открытых для всех студентов МФТИ, могущих сдать дополнительный экзамен на право продолжения обучения в избранной группе, достигает несколько десятков, и продолжает увеличиваться.

Таким образом «престижные» специальности (как правило, весьма дефицитные и хорошо оплачиваемые) отбирают лучших студентов, могущих за полтора-два года магистратуры стать высококвалифицированными специалистами в актуальной области науки, техники, управления или бизнеса.

При этом срок подготовки специальности сокращается с трех-четырех лет (классической системы Физтеха) до полутора-двух лет (система Физтеха XXI века).

Будущие государственные деятели XXI века должны иметь хорошее физико-математическое образование, которое и должно заложить естественно-научный фундамент научного подхода к управлению государством.

Физтех готовит и будет готовить кадры высшей квалификации. Готовит из специально отобранной талантливой молодежи, которая и будет в дальнейшем осуществлять развитие государства и общества.

Литература.

Карлов Н. В., Кудрявцев Н. Н. Много званных, но мало избранных. Препринт / М.: МФТИ. № 5 — 2000.

Назад:
Новая подборка публикаций о Физтехе и физтехах
Далее:
О стратегии развития России до 2020 года

наверх| на главную | обсудить в форуме